Актуальные темы
Опрос посетителей
Выборы мэра 2015
Мэром станет В.Миколаенко
Гнать В.Миколаенко в шею
Настоящий мэр только В.Сальдо
Может В.Мангер?
Боксерам, которые держат казино – нет в Херсоне!
Нужно Гирина допустить к власти
Нужен молодой и прогрессивный!

24 окт 14:27Общество

«Неуловимые мстители» отпраздновали юбилей

Новокаховчане хорошо знают, что один из самых громких блокбастеров советского кино «Неуловимые мстители» снимался в нашем городе и окрестностях, а также на территории Бериславского и Голопристанского районов. Этот боевик о четырех героических подростках был невероятно популярен в советское время, да и сейчас его смотрят с большим удовольствием, хотя мы уже знаем, чем закончилась борьба за установление советской власти.
Следует отметить, что вестерн, как ни один жанр, способен заразить аудиторию идеями. Если зритель полюбит героев, он примет на веру все: их идеологию, любовь к родине в их представлении, их понятие долга, верности, потому что на экране это не отвлеченные понятия, а живые примеры, которым очень хочется подражать. Вдобавок совсем немногие из советских картин могут похвастаться таким количеством рискованных трюков, как в этом фильме.
Благодаря этой картине в мировом кинематографе даже появился новый жанр истерн (eastern) – в противовес западному вестерну.
Началось все с того, что в 1960 году в прокат вышел знаменитый американский фильм «Великолепная семерка» об отважных американцах, которые защищали мексиканских крестьян от бандитов. В основе – японская кинокартина «Семь самураев».
Советское руководство гадало: покупать вестерн или нет? С одной стороны – фантастические прибыли, с другой – изобилие насилия, что советские идеологи пропустить на экран не могли, хотя сами с удовольствием смотрели картины в этом жанре на закрытых просмотрах. Так, глава страны Леонид Брежнев был в восторге от вестерна, особенно любил фильмы с участием Чака Коннорса.
И тогда руководство «Мосфильма» решило снять свой, красный вестерн (red western), в котором роль злодеев будут играть белогвардейцы и разные атаманы времен гражданской войны. Так вот, ровно пятьдесят лет тому назад, именно в октябре 1966 года, в нашем городе закончились натурные съемки первого советского вестерна.
Его всесоюзная премьера состоялась 29 апреля 1967 года, в первый год «Неуловимые» собрали 54,5 млн. зрителей, уступив лишь «Кавказской пленнице» и «Свадьбе в Малиновке», которые вышли в прокат в том же году. Слава у «Неуловимых» была потрясающей. В огромной стране не было подростка, который бы не посмотрел фильм не менее пяти раз, некоторые – по нескольку десятков раз. Причем с удовольствием кинокартину смотрели не только дети, но и взрослые.
Для начала у вдовы писателя Павла Бляхина «Мосфильм» выкупил за приличные по тем временам тысячу рублей право на экранизацию его повести «Красные дьяволята». Это было произведение о брате и сестре, а также о юном китайчонке, которые сражались за советскую власть в гражданскую. К слову, сам автор, который вступил в партию большевиков в 1903 году, воевал на Каховском плацдарме в 1920-м, так что наш город как место натурных съемок был выбран не случайно. Как-то Бляхин познакомился с тройкой подростков, о неуловимости которых ходили легенды. Их называли «красными дьяволятами», так он и назвал свое произведение об их подвигах. Повесть издали в 1922 году в Баку. Это была первая книга о той братоубийственной войне. Через год режиссер Илья Перестиани на киностудии в Грузии снял фильм, сохранив название литературного первоисточника.
Сценарий нового фильма о красных дьяволятах писали Сергей Ермолинский и 27-летний режиссер Эдмонд Кеосаян, который очень хотел для 6-летнего сына Давида снять героическую сказку-истерн. Правда, вначале фильм должен был снимать Александр Митта.
Четверку главных исполнителей искали очень долго (к брату и сестре Даньке и Ксанке добавился Валерка-гимназист, а вместо китайчонка, который у Перестиани стал негром, снимали цыганенка во избежание политического подтекста).
Даньку Щуся, как мы помним, сыграл Виктор Косых, сын актера, его отец тоже получил небольшую роль в фильме. В 15 лет Виктор уже снялся в 3-х картинах, всего его фильмография насчитывает 40 кинолент. Он привел друга Мишу Метелкина, у которого также был кинематографический опыт: главная роль в телеспектакле. Роль цыганенка Яшки получил Василий Васильев, а 14-летнюю Валю Курдюкову, ставшую в картине Ксанкой, нашли в спортзале «Крылья советов» – она была кандидатом в мастера спорта по спортивной гимнастике.
Смета фильма составила 520 тысяч рублей. Оператор – Федор Добронравов, композитор – Борис Мокроусов (его безусловные хиты – «Одинокая гармонь», «Снова замерло все до рассвета» и «Вологда», ставшая фантастически популярной в исполнении «Песняров»).
И вот 6 мая 1966 года в 3-м павильоне «Мосфильма» началась работа. 23 мая Кеосаян снял эпизод с Крамаровым – молодым «бурнашом» (членом банды атамана Бурнаша, которого играл Ефим Копелян). Это был тот знаменитый вопль: «Нечистая!» в исполнении героя Крамарова, когда он обнаруживал побег Даньки.
К слову, когда в Ялте Кеосаян будет снимать вторую часть трилогии, Крамаров по набережной сможет ходить только в сопровождении толпы, из которой постоянно станут вопить: «Нечистая!». Тогда, в середине 60-х, Крамаров уже был довольно знаменит, за право снимать его состязались многие режиссеры. Талантливый от природы, он не был профессиональным актером: сын видного московского адвоката, сгинувшего в 1937-м, закончил факультет озеленения лесотехнического института и работал по специальности. Так получилось, что он сыграл в короткометражке Василия Салтыкова, и с тех пор началась его блестящая артистическая кинокарьера.
И вот 23 мая в Новую Каховку выехал администратор группы, чтобы подготовить приезд основной части киноэкспедиции.
Таким образом 7 июня состоялась последняя павильонная съемка в Москве, 14-го числа группа отправилась в путь, который занял двое суток, а 18 июня в наших песках начались съемки погони за каретой, когда мстители с пригорка засекли рыдван, в котором ехал Гриня, сын боевого друга батьки Бурнаша. В тот же день – эпизод в бане, когда на звуки стрельбы выскакивают голые бурнаши, среди них – Крамаров, прикрывавший голый зад деревянной шайкой. А при монтаже выйдет накладка: перед этим Крамаров будет бегать по селу одетым с ружьем и кричать: «Убег!» (имея в виду сбежавшего Даньку), а через несколько секунд станет щеголять голым.
20 июня в распоряжение группы прибыл кавалерийский полк. А сниматься в этот день будет знаменитый эпизод, в котором атаманцы стерегут Даньку, а Крамаров рассказывает о своем приключении на кладбище: «А вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина…»
Как-то в выходной 5 июля «Мстители», которых тогда в лицо еще не узнавали (оглушительный успех и невероятная слава придут к ним меньше, чем через год), гуляли по Новой Каховке. Потом пошли в «Родину» – ныне на месте кинотеатра вырос комплекс «Премьер». Наверное, старшее поколение помнит, как после реконструкции в «Родине» стали показывать широкоформатное кино, и всех потряс комбинированный кадр для заставки и эпилога «Неуловимых» – на фоне огромного, поднимающегося над горизонтом солнца движется четверка всадников. Это было гениальное озарение Кеосаяна, придумавшего обрамление для своей киносказки, кадры снимали в Подмосковье, вернувшись из Новой Каховки. Заставка шла под песню Роберта Рождественского, который написал для картины три хита, за каждый из которых по договору получил по 150 рублей: «Если снова над миром грянет гром…, вы нам только шепните, мы на помощь придем…».
Так вот, ребята смотрели работу Делберта Манна «Любовь под вязами» по Юджину О’Нилу с Софи Лорен и Энтони Перкинсом в главных ролях.
Из зала, как рассказал в своих заметках литератор Федор Раззаков, вышли потрясенными. Вася Васильев в сердцах выпалил: «Вот это кино! А у нас что: пиф-паф, Гриня да ку-ку!?» Всенародная любовь через несколько месяцев и следа не оставит от того июльского настроения.
Самые интересные съемки проходили в Тягинке. Увы, дом, который занимала съемочная группа и где по сценарию располагался штаб главаря банды батьки Бурмаша, был разрушен более десяти лет назад. Здесь 23 июля на базарной площади впервые появится Буба Касторский. На следующий день – Инна Чурикова, которая сыграет его партнершу белокурую Жази, 26 июля к съемкам присоединится, появившись на площади, Ефим Копелян, батька Бурнаш.
О Бубе Касторском (когда-то в 20-е годы 20 столетия в Одессе в самом деле был такой актер), вернее, о его исполнителе Борисе Сичкине стоит сказать особо. Он спел за свою эстрадную карьеру немало куплетов, и в кино снимался, но его жизнь круто изменил именно фильм «Неуловимые» и всего две строчки: «Я из Одессы, здрасьте!» В кинокартину попал без проб, когда на роль Бубы уже был утвержден актер. Просто встретил случайно Кеосаяна и спросил: «Говорят, у тебя есть для меня роль?» После премьеры Сичкин проснулся настоящей звездой. Но вскоре со сценой расстался навсегда. Его обвинили в том, что за концерты получает больше положенного. Семь лет шло следствие. Ему запретили выступать, не звали в кино. И в 1979-м от безысходности с семьей он уехал в Америку, не зная английского, с одним чемоданом вещей на всех, с 40 долларами, без друзей и знакомых, которые могли бы помочь в Нью-Йорке.
В выходные 30-31 июля на территории винзавода «Таврия» будет достраиваться конюшня для лошадей, занятых в съемках.
В августе начали работать над погоней за поездом. К слову, поскольку нужна была массовая погоня бурнашей, вместе с ними скакали исполнители неуловимых – на экране их лица все равно разглядеть было невозможно. И это очень веселило молодых актеров.
Все эпизоды с поездом снимали на железнодорожной ветке, которая ведет от винзавода. Валя Курдюмова, которой очень запомнились огромные виноградники, вспоминала: «Очень сложными были съемки с горящим поездом. Рядом построили второй мост. Чтобы не подвергать опасности пожилого актера Каширина, игравшего машиниста, его место занял сам режиссер и несколько часов гонял старенький паровоз, чтобы привыкнуть к роли. Работали в огнеупорных костюмах, спрятанных под одеждой».
В первый день осени часть группы отправилась под Берислав, где два дня на железнодорожной ветке снимали лагерь и вагон Буденного, собрав 80 человек массовки (зарплата – 3 рубля).
Над продолжением работали опять в Новой Каховке. Это было 6 сентября, эпизод таким: бандит Лютый и Данька с крыши трактира прыгают сразу на лошадей. Второй дубль также оказался неудачным: Лютый приземлился на землю, Данька – ему на шею. Юморной артист не растерялся и, прокричав: «И-го-го!», с Виктором Косых на плечах проскакал круг «почета». Эпизод сняли после того, как стену вымазали сиропом. Лошади-сладкоежки стояли смирно, облизывая сахарные потеки, так что артисты не промахнулись, попав прямо в седла.
Сняв запланированное, 27 сентября экспедиция вернулась в Москву. Но худсовет студии решил, что нужно доснять натурные съемки, так что 4 октября часть группы вернулась в Новую Каховку, но всего на пять дней.
Заканчивали павильонные съемки, потом был монтаж, озвучание, 29 декабря – сценарно-редакционная коллегия, а в апреле – премьера. Успех был столь потрясающим, что потом были сняты еще две части кинокартины. Тем более, что за два месяца фильм окупил все затраты. Самой удачной оказалась вторая, провальной – третья часть трилогии. Э.Кеосаян, которому провал «Короны Российской империи. Снова неуловимые» не простили, вынужден был перебраться на «Армен-фильм». Скончался в Ереване в 59 лет от рака горла. Его сын Давид, для которого он снимал сказку о неуловимых, стал актером, режиссером, продюсером. Дочь Давида Лаура – актрисой. Младший сын Эдмонда Кеосаяна Тигран – кинорежиссер, актер, сценарист, телеведущий, его первая жена Алена Хмельницкая – актриса.
К слову, во время съемок второй части, которые прошли в Крыму, по старой памяти Кеосаян с группой приезжал в Новую Каховку – в наших песках снимали эпизод погони красных всадников за белогвардейским аэропланом.
Безусловно, Эдмонд Кеосаян и вся его группа вместе с другими деятелями искусства внесли личный вклад в советский миф, когда история была конкретно подправлена: убрали многие изобличающие факты и насчет немецких денег, и страшной системы заложников, и идей мировой революции, в которых Российской империи отводилась лишь третьестепенная роль «детонатора». Никто при советской власти не смел упоминать о системе чудовищного ограбления страны, необычайной жестокости массовых расстрелов заложников, которых убивали по принципу круговой поруки и о многом другом.
И, тем не менее, этот боевик до сих пор увлекает и нравится. История не терпит сослагательного наклонения, поэтому, какие бы ветры не веяли нынче над страной, мы помним: наш город полвека тому был столицей отечественного вестерна.
Наднепрянка 
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
2+2
Ответ:*